среда, 8 августа 2018 г.

Грибной Вело-Кочергат 2018

«Ничто не может сравниться с простым удовольствием прогулки на велосипеде»
Джон Кеннеди

С каждым годом появляется всё больше веломаршрутов, которые становятся традиционными. Аршан, Шаманка, Белая, Тажераны и др. Вот и мне захотелось прикоснуться к одной из таких традиций и прикатать Кочергат. Много я уже был наслышан об этих местах чудесных.
Что Природа там необычайно красивая (а где она у нас не красивая 😉 ), что полно там ягод и грибов, оленей и кабанов, и травы пахнут по особому, и даже рыбалка там особенная.

Организует данный заезд Игорь Казанцев. И это третий по счету заезд. Первый разведывательный заезд организовал Kefir Club в 2016 году. Ссылки на их отчеты 2016 и 2017 года здесь и в конце статьи. Есть тематическая группа в Telegramm.

Обычно заезд проводится в середине или конце июля, но в этом году по техническим причинам был перенесен на 04.08.2018 г. И это замечательно. Раньше я и сам бы не смог поехать, но тут все звезды сошлись.

Список участников:
13. Олег К
20. Владимир Лебедев
21. Геннадий - Ded Mazai

Список участников неуклонно растёт год от года! 2016 - 12, 2017 - 18, 2018 - 22.

К таким заездам необходимо готовиться заранее. Всё-таки 54 км по тайге без возможности быстрого выхода в цивилизацию - не шутка. Любая поломка может обернуться большой проблемой, а топать с велосипедом, пусть и по лесной дороге, еще то удовольствие.
Практически до последнего момента были опасения насчет погоды, так как на все выходные обещали ливни, но в итоге синоптики одумались и перенесли все осадки на воскресенье и понедельник. День выезда 4 августа (суббота) обещал быть солнечным, теплым, а местами даже жарким.

Ранний подъем в 5:30, завтрак, проверка снаряжения, и вот я в седле еду к месту сбора. Ночью прошел небольшой дождь, но к утру асфальт в основном подсох. По пути подождал Антона Колесникова. Пока ждал у фонтана на ул. Депутатской, мимо пролетел Николай Тарасов (вот что Strava «завсемиследящая» делает), тоже спешил на погрузку. На месте сбора уже толпился народ, более 15 человек.
В ожидании чуда

Согревающе светило утреннее солнце, а покрывало облаков на небе начало редеть. Автобус подъехал в 8:15 и началась погрузка.
Погрузка

В этом году все велосипеды погрузили в салон, тщательно переложив их картоном. Необходимо было снять только педали и переднее колесо. Колеса все положили в рундук, тоже переложив картоном. Выехали около 9:00, а в Нижнем Кочергате были в 10:30.
"Ой вы кони мои кони..."

Но нас там уже ждали. Геннадий aka Ded Mazai решил закатать большое кольцо Иркутск-Н.Кочергат-Б.Речка-Иркутск. Выехав ночью в 01:11, а в 08:15 он ждал нас в Кочергате и даже начал сомневаться приедем ли мы вообще. Ночью его накрыло ливнем, всё утро сушился в посёлке.
«Выехав за Пивовариху машин не было.
Я ехал один в кромешной тьме и густом тумане».

Разгрузившись и собрав велосипеды, мы весёлым дружным караваном отправились в путь навстречу приключениям. Было совсем тепло +18, солнце изрядно грело, ветра практически не было.

К запилу готовы

Не смотря на ночной дождь, дорога в самом посёлке и лесу была достаточно сухой, не считая луж, рек, ручьев, болот. Народ еще осторожничает, аккуратно объезжает многочисленные лужи, которые не редко разливались на всю ширину дороги. Вся эта осторожность закончилась после первого же брода.

За бродом дорогу перекрывал основательный шлагбаум, пристёгнутый цепью. Очень неожиданно было его здесь видеть, не хватало только таблички – «Оставь надежду всяк сюда входящий».
Первый брод

За данной преградой нас ждала хорошо накатанная грунтовая дорога со множеством землистого цвета луж. Слева вдоль дороги тянулась ЛЭП. Как оказалось, она нас сопровождала практически на всём протяжении пути.

Чем дальше мы отъезжали от Нижнего Кочергата, тем всё больше дорога становилась заросшей. Лес стеной высился по обе стороны дороги, а кроны деревьев практически смыкались над головами. Солнце, пробиваясь сквозь листву и хвою, создавало на дороге паутину затейливых узоров. Становилось всё теплее - и не только от калорий, сжигаемых нами.
Когда уже кушать-то?

Наш пелотон начал все сильнее и сильнее растягиваться и разделяться на отдельные группы. По началу все ждали отстающих. Это еще было обусловлено тем, что маршрут знали только три человека, двое из которых ехали в арьергарде. Но время ожидания отстающих становилось все дольше, а народу не терпелось ехать всё дальше. Таким образом у нас организовалось несколько авангардов. Одним из которых была наша четверка Мутины Света и Федя, я и опытный проводник в лице Колесникова Антона.
Группа отрыва

Место обеда Игорь определил возле чучела. Есть цель - надо ехать. Дорога далее была всевозможно разнообразна. Несколько раз попадались места с каменистым покрытием. Словно булыжная мостовая, вымощенная скальной породой: острые коричнево-бурые булыжники, хоть плоские и укатанные немногочисленными машинами, ехать по ним было совсем неприятно.
Булыжная мостовая

Приходилось следить чтобы не порвать бока покрышек об острые края камней.
Лесные дороги изобиловали грибами: подосиновики, подберёзовики, рыжики, лисички, грузди, мухоморы, маслята. На любой вкус и цвет. Кто-то из ребят на очередной остановке спросил –
«Какие из этих грибов съедобные то?»
«Все грибы съедобные, если их правильно готовить» - пошутил я.
«Все грибы относительно съедобны» - добавили кто-то.

"Шрумсы"

Доехали до очередной переправы. Затопленная дорога плавно поворачивала направо, и из-за пышной растительности вокруг нее не было видно, как далеко она идет в воде. Подумал, что это и есть тот знаменитый участок, где нужно ехать по ручью. Как оказалось, нет. Здесь мы посидели, перекусили, поболтали и помчали дальше за уехавшими вперёд ребятами.

Лесная дорога в прохладной тени деревьев, сладкий аромат опавшей хвои и дурманящий дух прелой листвы, от всего этого дышалось глубоко, а ехалось легко.
Призадумались, надышались

Дорога, вынырнув из густого леса, резко оборвалась, превратившись в «сухую тропу». Тот самый участок где необходимо ехать по ручью порядка 200 метров. Мелкий узкий ручей с каменистым дном. Объехать его или прокатить по его берегам не представлялось возможным, только по воде.
"Сухая тропа"

Я стоял, фотографировал и смотрел, как народ пытается ехать по скользким камням. Не у многих получалось проехать далее 10 метров, приходилось останавливаться. До последнего меня терзала мысль, что они делают что-то не так. Ну, не может быть так сложно ехать по этой мелкой речушке. Скользкие «живые» камни заставляли заднее колесо буксовать, а переднее - соскальзывать в стороны от выбранной траектории. С пятью или шестью остановками мне удалось проехать этот участок.
Алексей и его команда ;-)

Далее была хорошая дорога. Появилась снова ЛЭП по левую руку. Лес вокруг сперва поредел, а затем и отступил. Спуск к развилке и обеденному чучелу. На часах было 14:30, погода совсем разгулялась, солнце пекло нещадно, +34 на солнце показал велокомп. Тень решили не искать. Лучше позагорать и просушиться. Пообедали и пополнили запасы воды. Благо река здесь всего в 100 метрах от чучела по правой дороге. Понемногу подтягивались отстающие. Всех дожидаться не стали, поехали дальше.

Чувствую, что зад велосипеда стал намного мягче идти. Смотрю – точно! Приспустило колесо. К моему стыду, в данную покатушку я не взял запасных камер. Закончились они у меня, а новые купить не успел. Но ремнабор для заклейки камер у меня всегда с собой. Но главное не то, что ты не взял или забыл. Главное в любую покатушку взять с собой хороших друзей, а они были со мной. Света и Федя поделились со мной одной из своих запасных камер. Но это не повод так делать всегда и полагаться на помощь друзей. Всегда имей свои инструменты и запасные камеры, вдруг кому-то понадобится и твоя помощь.

Как оказалось, моя камера не подлежала восстановлению - оторвало сосок. Покрышка тоже не выдержала - Racing Ralf дал боковую трещину.

Поставил на нее внутреннюю заплатку из куска старой камеры. Забортировал, накачал. Можно двигать дальше.
Igor Xorh

По хорошей дороге наша скорость возросла. Впереди нас ждало два брода. Оба удалось проехать ходом без остановки. Вода чистая и теплая, так что можно купаться.

Что Федя со Светой и сделали. После купания снова перекусили. Антон с маниакальным упорством всю дорогу изничтожал свои запасы еды, чтобы ехать было легче. А я вот есть ленился, и зря.
"Будем!"

Далее через несколько километров мы уперлись в ворота. Неожиданные такие ворота с интересными табличками.
Сафари-парк

Намечалось весёлое сафари. Что же делать нам, мы ведь не на машинах? К сожалению, ни диких, ни домашних животных, ни даже людей за воротами мы не встретили.
Дикие звери

После заповедника дорога превратилась в «highway». Можно было как следует топнуть. Но скоро дорогу нам преграждает шлагбаум с большим знаком «STOP», а там две собаки – совсем не улыбаки - подняли лай. Из дома слева вышел дяденька и без разговоров открыл нам дорогу. Здороваемся, благодарим. Он интересуется, есть ли еще кто за нами. Говорим, что там еще куча народу, скоро должны приехать. Тут нас нагоняет Антон, немного отставший до этого, и как пуля пролетает дальше. Собаки с лаем бросаются за ним в погоню, но куда им.
Далее до Большой Речки мы нагнали уехавших вперёд ребят. Вместе сразу зарулили на реку Большая, чтобы искупаться вместе с велосипедами. Время 17:30. Вода – парное молоко. Даже велосипедам хорошо. После поехали к магазину закупиться, ведь мы проехали только половину расстояния, а на часах уже 18:30.

Описывать дорогу по байкальскому тракту нет смысла. Все ехали в своем темпе. В кафе решили не заезжать. Мне хотелось топить, и я гнал 17 километров за Alex P. Но то ли он какой-то лютый, то ли я очень слабый, после Бурдаковки бросил я это дело. Затем у меня кончились силы, и в Лебединке я заехал в магазин и трясущимися руками купил Pepsi. Закинулся быстрыми углеводами (конфетами), сожрал энергетический гель и через несколько минут всё стало ништяк. В 20:42 я был дома, на велокомпе 100 км., 3 км. не записал, забыл включить комп после очередной стоянки. Чистое время - 6:02, общее - 9:45.
Команда

Каков итог. «Вело-Кочергат 2018» удался на славу. Удобный трансфер, велосипеды в салоне, а значит не поцарапаются, и погрузка\разгрузка намного быстрее проходила. Отличная компания, пусть большинство не знакомы, но это не напрягало, ведь все были дружны, веселы и шутили. Живописный отличный маршрут. Я думал дорога через тайгу будет намного сложнее, а тут едешь себе да едешь.

По сравнению с прошлыми годами сырости в виду недавних дождей было больше. Все реки так же разлились немного шире, а броды были немного глубже (исходя из фото и отзывов бывалых).

Были и поломки: как минимум три прокола, включая мой. У кого-то из ребят возникли проблемы с задним переключателем (детали мне не известны).

Но так или иначе все добрались до дому целы и невредимы с массой положительных впечатлений. Уставшие, но довольные.

После таких грязевых ванн велосипеду обязательно необходима тщательная чистка. У меня на следующий день заклинило правый подшипник каретки. Чистка, промывка и смазка помогла.

А у Racing Ralph проросли жабры от обилия воды и грязи.

Игорю огромное спасибо за организацию, трансфер и мегаинтересный маршрут.
Всем ребятам и девчатам спасибо за отличную компанию.
Светлане и Федору отдельное спасибо за запасную камеру. С меня причитается.
Поздравляем Геннадия aka Ded Mazai с успешным завершением мега-кольца Иркутск-Н.Кочергат-Б.Речка-Иркутск - 265 км. В этом году он держал честь дальнобоев. Глядя на него самому захотелось обкатать такой маршрут, вдохновляет.

До встречи на новых маршрутах!