среда, 17 мая 2017 г.

ВелоАршан 2017. Ветер в харю, а я шпарю


«За каждым подъемом есть спуск»
Древняя велосипедная мудрость

В позапрошлые выходные с 6 по 8 мая в преддверии праздника Великой Победы в Великой Отечественной Войне состоялся традиционный ежегодный вело заезд - ВелоАршан. Давно хотел проехать данный маршрут,
и вот в этом году всё сложилось удачно. Изначально ехать планировал либо один, либо с друзьями. В итоге спланировали поездку вдвоем с Яковлевым Русланом. Еще друзья с моей работы Федя, Ксюша и Ярослав также ехали на эти выходные.
Веловагон
Замечательным подарком к данному вело заезду стал запуск веловагона по маршруту Иркутск Сорт. – Слюдянка. Ввиду массовости велозаезда, веловагон был очень кстати. И прошел прямо-таки крещение огнём. Проект вагона предполагает свободное размещение порядка 50 велосипедов. Но это не было для него пределом, и он вместил около 70 велосипедистов и велосипедов. Как всё это было можно видеть на фото. Лично на мой взгляд, вагон шикарен, удобен. Мягкие сиденья, удобные крепления для велов. Ничего можно не привязывать: за всю поездку все велосипеды стояли как приваренные. Но всё по порядку…
Ждун?

Отличный вагон!
Садиться решили на Сортировочном. Всё просто! На ВелоАршан поедет много народу, да и дачный сезон уже начался. Лучше спокойно сесть на станции формирования состава. И это было верным решением.

В тесноте, да не в обиде
Прошедшей ночью дождь добавил грязи. На станцию приехали все в брызгах и каплях грязи, а ведь специально почистили велосипеды перед заездом.

На Военном городке сели наши друзья Федя, Ксюша и Ярослав. Мы заранее заняли для них сидячие места, благо в них недостатка еще не было. А вот места для велосипедов на полках уже были почти все заняты. Велосипеды уже стали ставить по 4 -5 штук в нижнем ярусе. Тем, кто садился на последующих станциях, уже приходилось вешать велосипеды за сёдла к багажным полкам.

Здорово то, что видя такое количество велосипедистов и велосипедов, никто из дачников или обычных пассажиров не пытались сесть в НАШ вагон. Атмосфера же в вагоне была дружественной, никто не бузил, все с пониманием относились друг к другу. В общем ехать было комфортно. Пассажиры, которые проходили в первый и вторые вагоны для высадки на своих станциях с интересом глазели на такое количество велосипедов. «Мы словно в сказку попали!», «Господи!», «Как в музее» и прочие реплики были слышны от них.


При подъезде к станции Поворот, кондуктора попросили всех велосипедистов максимально рассредоточится по всем тамбурам соседних вагонов, чтобы максимально быстро и без толкотни и давки выйти на своей станции.

Не люблю станцию Поворот. Электричка так долго и медленно до нее тащится, что с ума сойти можно. Уже не терпелось сесть в седло и помчать с горы вниз к Байкалу.

Для тех, кто участвовал в официальном заезде «ВелоАршан», на станции Поворот ждала машина, в которую можно было сложить вещи, которые не нужны непосредственно в самом заезде и таким образом поехать налегке.
Газелька для рюкзаков
Так как мы сами с усами, всё свое мы везли на себе. Велосипедисты дружною толпою направились к трассе. Здесь нужно было преодолеть небольшой подъем и через 500 метров асфальт и долгожданный спуск. И заезд начался!

Начинать такую длинную покатушку с семикилометрового спуска - это отличная идея! Автомобильного трафика было мало - кати себе по пустой дороге, только держись подальше от других велосипедистов. Ветер свистел в ушах, так что не было слышно никаких других звуков. Ветер с Байкала холодил тело. На серпантине мы догнали другие автомобили и ехать стало уже не так комфортно.
Навстречу ветру
Возле развилки Слюдянка-Монды мы решили подождать отставшего Ярика. Байкал парил, дул холодный, сильный и порывистый северный ветер. Светило яркое полуденное солнце, согревало своими жаркими, весенними лучами. Небо было почти чистым, лишь слегка подернутым пеленой облаков.



Ярослава все не было. И тут как гром с ясного неба… Оказалось, что он сильно упал на спуске. Уходил от затормозившей впереди велосипедистки и ушел на обочину, кувыркнулся несколько раз. Вот так внезапно ВелоАршан может закончиться, даже и не начавшись. Всех деталей данного инцидента я не знаю. Итог, перелом лучевой кости.

В связи с этим инцидентом, далее мы разделились. Федя и Ксюша поехали навстречу Ярославу, а мы с Русланом помчались дальше. Хотелось поскорее отъехать от Култука с его сильным и ледяным ветром. У меня еще теплилась надежда, что, когда мы отъедем на десяток-другой километров, ветер сменится или стихнет. Наивный…

...И расцвел подснежник.

Велосипедисты разбились по группкам, кто-то ехал в одиночку. Издалека участники заезда, словно муравьи, карабкались в первый тягун тонкой ленточкой.



Затяжные километровые подъемы сменялись такими же длинными спусками. Достаточно быстро докатили до д. Быстрая. Быструю нужно проезжать быстро! Здесь один хитрец решил нам присесть на хвост и повисеть в воздушном мешке, пока мы упариваемся против ветра. Такую наглость мы терпеть не стали и ускорились. Лох отпал сам собой, даже не пытаясь зацепиться. Лично меня раздражают такие подлецы.

Осталось совсем чуть-чуь
Перед Тибельти закончились все горки первого участка, и мы выехали в долину. Здесь ветер усилился. Если раньше нас прикрывали подъемы и лес, то теперь пред нами лежала открытая степь.
Вы покинули домашний регион
За несколько километров до кафе, что на въезде в Тункинский район, нас догнал Саня Бурый Мастер и предложил потащить нас на «паровозе» в воздушном кармане. Так мы и проехали втроем до самого кафе, а Саня без остановки покатил дальше.



У нас был запланирован обед и небольшой отдых. Здесь уже тусили с десяток, а то и более, велосипедистов. Кто-то, не останавливаясь, проезжал дальше. Раньше это кафе славилось своими позами и не только. Но в этот раз лично мне позы здесь не понравились, ну совсем! Мясо какое-то сухое, бульон внутри крепко пересолёный. Далее есть Кафе «Тоё». Интересно, там вкуснее кормят?
Выбирай любой
Позади было 40 км самого сложного в плане рельефа участка. Мы проехали только треть пути, а я уже подзапарился. Пообедав и немного отдохнув, выдвинулись дальше. Уже был четвертый час. Мысленно для себя отметил следующий чек-поинт - Зун-Мурино. За данным населенным пунктом начинается лесистый участок, пяти километровый подъем и почти такой же длинный спуск.



За Торами нас нагнал Буров Артём с другом на шоссерах, они выехали  утром с Иркутска. Поприветствовав нас, они помчались дальше где-то со средней скоростью 25-30 км/ч.
Много раз слышал, что мол делать в Аршане? Что не интересно ехать по Тункинской долине, степь да степь кругом. Ехать совсем не скучно, особенно если против ветра ;-) и по дороге есть чем любоваться. Чего стоят только горы, что тянуться по краям долины. Еще заснеженные, остроконечные, манящие.

У каждого свои критерии получения удовольствия. Здорово уже от того, что Ты проехал по такому маршруту, что смог, не сломался и не сдался. Подышать чистым воздухов (да, он уж намного чище чем в городе), полюбоваться природой. Лично для меня Аршан - это особое место, мне нравится здесь просто отдыхать, гулять, да просто там нравится.



"Морские, медленный воды -
Не то, что рельсы в два ряда."
Перед «Зактуем», остановились купить березового сока. В детстве продавался в литровых и трех литровых банках, очень любил его. Сок, что мы купили, даже отдаленно не напоминал о вкусе детства. Оно и понятно, состав разный. А, возможно, что этот был разбавлен. 100 рублей за литр. Я к сожалению не пил сок только-только собранный, поэтому точно оценить подлинность купленного не смог.
Огурчики, грибочки... боярышник
 До поворота на Аршан оставалось совсем чуть-чуть. Время перевалило за 18:00. Здесь начался участок где проводились работы по ремонту и расширению дороги. Мы удачно попали в окно, когда трафик был минимален, проскочили почти без пыли и шуму.


Ну наконец-то
В 18:30 мы были на свороте, тут же встретились с частью ребят, которые ехали из Монд. Почти все жаловались, как они устали и как им херово ехалось с попутным ветром. Бедняжки! J Что уж говорить про тех, кто шпилил 100 км. против ветра! Ватакаты, шланги и читеры ;-) А, ну, да, ведь расстояние от Монд намного больше! Аж на ~20 километров! Что? Еще и ехать постоянно под уклон на протяжении 82 км, практически до самого Кырена (перевал за Тураном не в счет)? Ну, ваще жесть! Немного потролить этих ребят.


Впереди лежала финишная прямая. За Никольским дорога, словно струна, прямая, вела к горам, и лишь в конце меняла свою траекторию влево. В 18:45 поехали к финишу. Мне казалось, что мы держали неплохой темп, но эти 26 км так долго тянулись…
Когда въехали в лес за Хурай-Хобок, в нос ударил пьянящий запах хвои и трав. Сладкий, душистый.  Невозможно было надышаться.



"Верной дорогой идёте, товарищи!"



Улыбаемся и машем
Последний подъем, конечно, вымотал окончательно. В 20:10 мы финишировали. Скажу честно, не смотря на подготовку, я очень устал. Первые мысли были, что нафиг надо, чтоб я еще раз поехал. Вымотало не расстояние и не рельеф, а именно встречный ветер. Две трети пути были борьбой с ветром. Отдых расставил всё на свои места, и на следующий день хотелось уже снова проехать этим маршрутом. Снова крутить и любоваться окружающими просторами и красотами.





В планах проехать от Монд до Аршана, и от Аршана до Слюдянки. Но это уже другая история. Будет время обкатаем и эти маршруты.

Что же делать в самом Аршане? Каждый найдет ответ на этот вопрос сам. Я лично предпочитаю отдыхать активно и пассивно, просто гулять и наслаждаться. Можно сбегать на пик Любви, можно до стрелки рек. А вот как отдыхали и не только наши друзья из Kefir Club!
Часть № 1 - Аршан. Потухший вулкан
Часть № 2. - ВелоТунка. Тункинская долина и её деревни

Я остался до 08.05 отдыхать со своей Семьей, а Руслан на следующий день поехал своим ходом в Слюдянку. По пути встретился с Песеговым Антоном, и вместе они ушагали до Слюдянки со средней 29 км/ч! Можно посмотреть на FlyBуs.

Результаты же нашего заезда таковы: Средняя 19 км/ч. Общее время 8:02. Вполне неплохо, но можно и лучше ;-)
Вот мы и на месте!
Каждый год перед ВелоАршаном идут споры и расспросы, можно или нет проехать данный маршрут без подготовки. Проехать-то, конечно, можно (при определенных физических и ментальных способностях). Но стоит ли? Поездка должна приносить удовольствие, а на следующий день Вы должны быть бодры и веселы, а не лежать пластом. Каждый год находятся недалёкие люди, которые всех убеждают ехать как есть, прям с магазина, на только что купленном велосипеде. Не надо таких слушать! Готовьтесь, тренируйтесь. Перед поездкой на Аршан, помимо регулярных выездов протяженностью не менее 20 км, необходимо катануть и 100 км. И если после сотки у Вас еще останутся силы, Вы вполне готовы. Перед ВелоАршаном мой суммарный накат с февраля 2017 года составлял порядка 1200 км. При этом у меня было три поездки протяженностью 92, 82 и 122 км. Если честно, у Вас вообще не должно возникать вопроса, сможете ли Вы или нет. Да и на этот вопрос никто кроме Вас не ответит! Так что катайтесь и получайте от этого удовольствие, а не упадок сил и потерю мотивации.

О том, как я готовился к ВелоАршану поездкой до Листвянки, в следующем отчете, получится небольшой анахронизм.