пятница, 8 января 2010 г.

Вертикальный предел. Саянский беспредел. Или байка о том, как Суровые мужики в горы ходят.

Нитка маршрута: п.Аршан – нижняя Стрелка – цирк г.Трехглавая – Северная Башня – Центральная Башня – цирк г.Трехглавая – нижняя Стрелка – п.Аршан.
Состав экспедиции: 4 суровых мужика.
Дополнительный состав: Жучка-Найда и Нарик – собаки (присоединились к экспедиции в Аршане).
Про еду: Пельмени, каша овсяная (хлопья), пельмени, пельмени.
Первое правило суровости: «Настоящие Сибирские Суровые Мужики ходят в походы только с пельменями».
Наш поход начался уже в офисе, своим видом и сборами мы создали какую-то неповторимую обстановку суровости вокруг себя. Четыре Суровых Сибирских Мужика собрались в зимний
Трехглавая, фото с гребня пика Аршан

поход с ночевкой в палатке. Все нам сочувствующе улыбались, некоторые падали в обморок, узнав, что мы две ночи собираемся ночевать в палатке, а не одну, ну это все отступления.
Предварительно распределив все снаряжение между всеми участниками экспедиции (кроме доп.состава) мы выехали из Иркутска в 15:00. Благополучно миновали все пробки и с уверенностью и нетерпением помчались по Култукскому тракту.
И разговоры во время поездки у нас были тоже суровые – в основном…. молчали.
Второе правило суровости: «Настоящие Суровые Сибирские Мужики в зимние походы спальники берут не по температурному режиму, а по количеству! Летом спальники вообще не берут»
Реплика из разговора в машине:
Вася: «Леха у тебя сколько спальников?»
Леха: «У меня два летних»
Таким образом, на четверых у нас было 7 спальников и 6 ковриков.
У меня спальник на «-17», а если 2 спальника на «-3» это вместе «-6» или сколько?»
Байкал нас встретил серой дымкой, туманом. Линии горизонта не было видно. Суровый Дедушка Байкал смотрел на нас с восхищением и… наверное уважением, да!
В Аршан мы прибыли ровно в 19:00, потому что Суровые Сибирские Мужики всегда все делают во время! Аршан нас встретил…. пустынными, темными улицами и только отдельные фигуры Суровых Бурятских Женщин прошмыгивали в темноте. Они были настолько суровы, что от своей суровости еле держались на ногах, поэтому они ходили обычно парами.
Место, где можно было оставить машину мы нашли быстро…. минут за 10. Переодевшись, а надо заметить, при переодевании мы практически оголились, и даже суровая пьяная женщина поежилась от холода. Собравшись, нацепив фонарики на лоб,  мы вышли в 19:45. Четыре суровых фигуры уходили в ночь. Снег тоскливо и протяжно скрипел под ногами, как бы уговаривая нас остаться, но мы были неумолимы. И вот здесь к нашей группе присоединился пятый участник – Жучка-Найда, она хорошо откликавшаяся на кличку «Собака», поэтому мы просто так и звали её.
Собаки в Аршане очень похожи на гастарбайтеров. Не успеешь приехать, как к тебе уже целая ватага собак ломиться с криками: «Туры по Аршану! Туры по Аршану! двухдневный тур на Трехглавую, двенадцати часовой тур на Пик Любви. Работаем за еду! Работаем за   Е Д У!».
Трехглавая
Темень была просто суровая, складывалось такое впечатление, что сейчас было не 20:00, а около двух часов ночи. Но наши фонари уверенно разрезали яркими светодиодными лучами пелену мрака впереди, и растворялись во тьме через 1,5 метра. Тропа надо заметить была хорошая. Такое ощущение, что с последнего моего визита сюда, в начале ноябре этого года, снег здесь вообще не выпадал больше.
Первый базовый лагерь – Base Camp, мы решили установить на Нижней Стрелке, на высоте 1800 метров. Прибыли туда мы в 22:25, собственно согласно расчетному времени.
Сходили за дровами, развели костер (только для того чтобы светлее было и не садить лишний раз батарейки в фонарях). Установили палатку, поужинали пельменями.
Луна взошла в 22.05 раньше согласованного срока (официальный фосход луны в данный день был назначен на 23:30).
Третье правило суровости: «Настоящие Суровые Сибирские Мужики пельмени не варят, а едят замороженными!»
Легли спать в 00:30. Температура на улице около   -10 С, может чуть ниже. Было тепло и комфортно, даже утром вставать не хотелось.
Четвертое правило суровости: «Настоящие Суровые Сибирские Мужики спят всегда в тамбуре палатки, а рюкзаки кладут в палатку!»
Подъем в 5:50. На улице темно хоть глаз выколи. Приготовили кашу овсяную с изюмом и шелушенными семенами подсолнуха – сурово и вкусно!
Собрались и вышли на штурм в 7:10. После верхней стрелки тропа стала теряться в снегу, начали тропить. Подмораживало, температура была наверное около -15 С, так как носы мерзли не только у гасторбайтера Жучки, но и у нас – Суровых Сибирских Мужиков.
Пятое правило суровости: «Настоящие Суровые Сибирские Мужики кошки одевают на голую ногу, и только потом ботинки!»
Добрались до камня в цирке Трехглавой, выпили из термоса горячего чаю с бутербродами, отдохнули 10 минут и начали карабкаться на гребень. Время было около 9:00, утреннее солнце осветило золотистыми лучами вершины гор, чистое, голубое небо распласталось над нами.
Снега было по колено, местами по пояс, с учетом того что подъем шел под углом в 45 – 60 градусов, все было достаточно сурово. На гребень выбрались уже около половины одиннадцатого. Ветра практически не было, солнышко нас согревало своими нежными и теплыми лучами.
Вид с гребня открылся просто волшебный. Вокруг ленты бело-серых гор, словно забор расходятся в разные стороны. Белоснежные вершины настолько ровные и гладкие, словно какой-то мифический скульптор своей талантливой рукой долго и кропотливо выводил все эти вершины, отроги, стены. Воздух настолько чистый, настолько прозрачный, что видно все до самого горизонта. Вокруг горы, горы, падающие вниз пологими и крутыми склонами, обрывами, а внизу в распадках чернеют верхушки деревьев. Отсюда с высоты все это настолько ровно и гладко и не найти изъяна в этом великолепии и совершенстве, одним словом – ПРИРОДА! И пусть это Прекрасное слово вызовет у Вас благоговейный трепет, Наш Дом – это НАШ НАСТОЯЩИЙ ДОМ!
Одев кошки, конечно же, на голую ногу, ну что вы, в самом деле, мы же Настоящие Суровые Сибирские Мужики, одели обвязки, каски, взяв в руки ледорубы, мы продолжили свое восхождение на Северную Башню Горы Трехглавая, а от туда рукой подать и до центральной.
Мммммм…..
В общем…. Горный воздух суров и изрядно, надо сказать, разряжен. Горная болезнь неумолима. Двое участников (плюс шланг-гасторбайтер Жучка) были вынуждены отступить. Отдадим им должное – суровость так и не сходила с их лиц. Мужественно перебирая босыми ногами они продолжили свой путь в обратном направлении.
Из личного дневника Василия – впечатления: «Было такое состояние, словно я сейчас усну. Вот закрою глаза и усну сразу же, в сон тянуло неимоверно. Сердце бешено колотилось в груди, вроде и постоишь, отдохнешь и пульс войдет в норму, а сделаешь еще несколько шагов и снова канонада в груди. Теперь я понимаю, что чувствуют люди при восхождении на Эльбрус. Пусть масштабы и не те, но ощущения почти одинаковые».
Жека с Лехой продолжили восхождение вверх. Мы с Даней и шелудивым борбишом-Жучкой-Найдой, попив чаю у камня, бодро и весело пошли в лагерь. Почти у самого лагерь нам на встречу попался новый гасторбайтер – Нарик. Надо сказать суровая псина – маленький, грязненький, худенький, весь страдающий горной болезнью от кончика своего замерзшего носа до кончика хвоста. Он кинулся нам на встречу чуть ли не с обнимашками-целовашками и воплем: «Нууу!!! Наконец-то вы вернулись. А я вам весь бивак уже изсторожил»! Таким образом, нас уже стало шестеро в нашей суровой экспедиции.
Так как спичек у нас не было, костер мы развели газовой горелкой. И нет предела находчивости, суровости и смекалистости для Настоящих Суровых Сибирских Мужиков!
Шестое правило суровости: «Настоящие Суровые Сибирские Мужики костры разводят не спичками и зажигалками, но горелками газовыми с пьезоподжигом!»
Через часа 2 вернулись Жека и Леха – веселые…. Жека только! Они почти добрались до вершины, но тут неожиданно…. Алексей решил толи спрыгнуть на полку, что была ниже, толи на Женю. В общем пролетев пару метров, повредив каской скалу, пнув Жеку кошкой, который в свою очередь поймал падающего альпиниста. Немного подержав Леху, Женя отпустил его, чтобы он мог продолжить свой изящный, но короткий полет дальше.
Из слов очевидца: Женя «Я увидел, как Леха развалился на снегу, в неестественной позе почему-то. Я отвернулся, чтобы хоть как-то закрепиться на скале и удержаться от желания спрыгнуть на Леху сверху. Обернулся…. Лехи уже не было….»
Вечером, пощелкав пельмешки без спешки, нарезавшись до отвала чаю вкусного, мы решили лечь спать по раньше…. Часов в 18:00.
Часов в 12 ночи Женя проснулся с жутким желанием пить, он заботливо напоил Васю и Леху, и после минутного колебания разбудил Даню чтобы не дать ему во сне мучиться от жажды, интелегентно пробурчав слова благодарности Даня вежливо отхлебнул пару глотков чая. Потом как то неожиданно начали обсуждать глобальные проблемы мироздания, но поборов эту минутную слабость, дружно с хлопком закрыв веки мы провалились в глубокий сон, грезя простыми и такими нужными вещами (чебуреками, горячей ванне).
Этой ночью небо было особенно звездным, огрызок луны медленно проплывал по черному небу прячась за сурово исковерканными ветвями деревьев.
Жучка-Найда
Ночью Жучка-Найда, которая Собака, толи хотела забраться к нам в палатку, толи просто решила осведомиться, не врезали ли мы там дуба. Два раза она подходила к тамбуру и жалобно скулила. Сквозь дремоту сна было сложно разобрать ей гасторбайтерский диалект. Как то, проснувшись ночью, я увидел, что в палатке идет снег. Это было прекрасно! Белые комья снега отваливались с потолка палатки и медленно падали на спальники, на голову. От очередной снежинки упавшей мне на голову я похоже потерял сознание и снова уснул младенческим сном. Ночь прошла тепло, ну а что вы еще ожидали от двух летних спальников и четырех Горячих Настоящих Суровых Сибирских Мужиков!?
Первыми проснулись Даня и Вася. С суровыми улыбками на лицах они выбрались из палатки. По традиции Даня запалил костер горелкой. Жучка мирно спала на снегу свернувшись калачиком. Нарик где-то промышлял в лесу, наверное, искал шабашку. Кстати ночью были слышны звуки драки и грызня, видимо кто-то избивал Нарика, возможно даже лапами. Следов крови и шерсти, которые мы так ожидали увидеть, вокруг лагеря мы не обнаружили, а позже после того когда все уже позавтракали, объявился Нарик – живой и невредимый.
В обратный путь выдвинулись где-то в 10:00 или чуть позже. Снег весело хрустел под ногами, повествуя нам, как хороша дорога домой. С Аршана мы выехали в 14:00, а в Иркутске были в 17:30.
Седьмое правило суровости: «Настоящие Суровые Сибирские Мужики даже за рулем не снимают кошки и каски, так лучше сцепление!»
Восьмое правило суровости: «Настоящие Суровые Сибирские Мужики всегда остаются пацанами, и обгоняя на Култукском тракте 1,5 литровом корыте другие машины, одев на головы каски, и прибавляя к звуку двигателя дружный рев «Ррррррррррр» делают вид что все легко и непринужденно, доведя двигатель до 5 тыс. оборотов,  и глубоко вжавшись в сиденье и оставляя следы ногтей на ручках дверей»
Девятое правило суровости: «Настоящие Суровые Сибирские Мужики никогда не будут портить природу, написав на девственных камнях «Здесь был Вася», они это сделают в машине у своего товарища на долгую память »
Экспедиция вполне удалась, несмотря на то, что основная цель не была достигнута полностью, и на то есть объективные причины:
  1. «Я же говорил, что пельменей нужно брать больше!» - Вася.
  2. Дополнительный состав экспедиции был лишним. Постоянное пиндосное (т.е. собачье) нытье на тропе, мол «я уже зачмырилась тропить», скуления «давайте вернемся» и прочий лепет в стиле «слыш мужики, чёта я очкую». Так же манера гадить посреди тропы, все это изрядно выматывало. В общем этих гасторбайтеров нужно высекать еще на подходах к п.Аршан.
  3. Отсутствие необходимого количества фотоаппаратов! А чего идти, если запечатлеть не на че?
Во время экспедиции серьезно никто не пострадал, включая гасторбайтеров.
З.Ы. Наверное для многих осталось загадкой, почему же пса Нарик зовут – Нарик. Потому что он действительно Нарик. Псина, измученная горами, постоянно страдающая профессиональной сложнейшей формой горной болезни сопровождающейся визуальными и слуховыми галлюцинациями. Ему постоянно казалось, что нас все время кто-то окружает, толи партизаны, толи еще кто-то, он не мог внятно объяснить свои ощущения. Периодически бегал вокруг бивака с лаем. И эта манера…. спать стоя периодически приседая на все четыре лапы…