воскресенье, 21 февраля 2010 г.

Вертикальный предел. Саянский беспредел. Часть 1: У истоков Иркута.

Нитка маршрута: Граница леса – Стрелка – ледопад – озеро «Эхой» – Мунку-Сардык (3491 м).
Состав экспедиции: Тарасов Евгений, Сазонов Данил, Перетолчина Даша, Молдавский Эдуард, Кондратьев Константин, Поздеев Василий.
Дополнительный состав: Шишкин Костя. Евгения и Андрей.
Про еду: Пельмени, каша овсяная (хлопья), пельмени, пельмени - КЛАССИЧЕСКИ.
Этот поход был просто предопределен!
Во-первых, самый суровый зимний месяц – тепло еще не спешит приходить, и дуют суровые сибирские ветра, которые и в -20, и в -15 могут вогнать в зябкую дрожь бывалых туристов. Грех не сходить в такой месяц в поход. В общем, сам Бог велел сходить.

Во-вторых, канун 23 февраля! А ведь это день настоящих мужиков. Я бы даже сказал – Мужиковский день двадцать третьего.
И наконец, в-третьих, Это была одна из двух тренировок перед  реваншем на Трехглавую.
Все были в легком нетерпении: «Ну когда же снова морозить носы и задницы, ворочаться всю ночь от холода в летнем спальнике, отмахивать отмерзающие конечности». Эти мысли просто роились в наших головах (может быть не у всех конечно). Но были у нас и более теплые ожидания: «Песни вечером под гитару, дружная компания у жаркого костра, свежий пьянящий воздух Саянских Гор, вкусный чай из чистейшей воды горных рек…».
В этот раз были учтены все недочеты прошлого похода, а именно достаточное количество пельменей, отсутствие гасторбайтеров и достаточное количество фото-видео техники. Состав экспедиции был значительно усилен, так сказать свежей кровью. Кондратьев Константин – персона известная только в узких кругах туристической братии. Свое способность копытить не по детски он доказал еще на Арадане.
Перетолчина Даша – личность весьма известная в высших кругах альпинистской братии. Это действительная Настоящая Суровая Сибирская Девушка! От её рассказов о былых походах даже у видавших виды Сибирских Мужиков воротники на шубах заворачивались. С Дашей мы познакомились в нашем Араданском походе. Это уже отдельная история, возможно, когда-нибудь я и соберусь написать ПРАВДИВУЮ историю о походе Арадан-Ергаки ;-)…
Эдуард – человек новый в нашей команде, но Доказавший свою Сибирскую Суровость. Эдик проникся статьей о нашем походе на Трехглавую и возжелал присоединиться к нашей команде. О его суровости говорить уже то, что он спустился от ледопада по темени  с выключенным фонариком в очках хамелеонах, которые не просветлели, так как замерзли начисто. Так как в походе на Трехглавую у нас недоставало фототехники, Эдик стал у нас основным фото-видео корреспондентом.
В этот раз не было сочувствующих улыбок, обмороков. Мы все по-тихому встретились на Ж\Д вокзале 21.02.2010 в назначенное время 14:00, разместились в машинах (а машины было две) и отправились в путь в 14:15. Погода нам благоволила. Яркое солнышко согревало нас своими нежными, ласковыми, теплыми лучами.
Реплика из разговора в магазине:
Вася: «Даня, нам одной палки колбасы хватит? Нам же только на это…»
Продавщица: (Любезно закончила мою мысль) «На закусь!»…
Вася: «Нет же! На перекусь…»
Какой же у нас все таки ограниченный народ.
В Култуке мы остановились, на АЗС чтобы заправить наши авто… Здесь мы встретили гасторбайтера. Он попытался впарить нам левый бензин и саляру, просился взять его с собой. Но мы были неумолимы.
Тункинская долина встретила нас хмуро. Низкие, серо-синие облака и бледное подернутое белой дымкой око солнца глядели на нас с небес.
Перед Мондами есть одна деревня – Мойготы. После Второй Мировой, сюда ссылали немецких военнопленных. Местное население было малочисленным, а названия населенный пункт в те времена еще не имел. Привезенные немцы, увидев всю суровость Сибирской природы, сказали лишь одну фразу – «Майн Гот»! С тех пор данное название закрепилось за этим населенным пунктом. Со временем немцев не стало, а местное население переделало название на бурятский лад – Мойготы. Это искаженное бурятское «могойтэ», означает "местность, где водятся змеи".
До кафе мы добрались успешно. Солнце давно скрылось за горизонтом, время было 20:00. Навьючив на себя рюкзаки и оставив машины у кафе, мы отправились до границы леса, где нас уже ждал доп.состав – машина МЧС, Костя Шишкин, Андрей и Женя.
Разбив палатки, перекусив пельменями, мы посидели с песнями под гитару у костра, затем отправились спать. Подъем был ранним в 5:30. Утром, подкрепившись овсяной кашей – пища Русских Богатырей, мы пошли на штурм Мунки. Вышли вдевятером в 7:15.
Ночью температура опустилась до -22 С (по датчику в машине), утро было тоже морозным. Когда мы поднялись по ледопаду, небо уже просветлело. Серые, тяжелые тучи лениво ползли по небу, шаркаясь друг о друга, просыпали при этом на наши головы мелкие стружки снега. Начиналась «морочача». Здесь обозначились первые потери в нашей команде. Да еще какие. В связи с отравлением неизвестным продуктом, был вынужден вернуться в лагерь наш руководитель – Тарасов Женя. Дальше группа разделилась, на двое. Основная часть продолжила восхождение на Мунку-Сардык, остальные…. Тоже продолжили восхождение, но с отставанием. Таким образом, нас стало восемь.
Первая часть группы поднялась на озеро в 11:25. Вокруг всё было затянуто белой дымкой, словно плотной марлей. Вершину Мунку-Сардык практически не было видно. Дул порывистый, холодный ветер. На дальнейшее восхождение решились только трое: Костя Шишкин, Костя Кондратьев и Андрей. Передохнув немного, в 12:05 они отправились через озеро в сторону Мунки. Три фигуры уходили в белое кружево метели, все дальше и дальше удаляясь от нас. И поступь их была тверда, и полны решимости они были, несмотря на непогоду.
В лагерь мы вернулись еще по светлу в 17:00. Возвращались мы втроем: Даня, Даша и Вася. Остальные: трое пошли на Мунку, еще двое остались на озере рыть пещеру. По пути уже за стрелкой встретили группу Екатеринбуржцев в составе, наверное, человек 12 – 15. Одни мужики. Все с лыжами, веселые, улыбчивые, заряжали позитивом на расстоянии. Из разговора выяснилось, что они идут в лыжную пятерку (25 дней похода). Один из мужчин сказал: «Что лучше, было бы ясно и мороз под -30, чем тепло и мокро». Его желанию было суждено сбыться на следующее утро.
В лагере мы обнаружили нашего руковода - живого, он спал. Мы его дружно распинали и пошли поужинать в кафе. Основная группа вернулась уже около 20:30. Иииии! ЕСТЬ РЕЗУЛЬТАТ! Трое смельчаков, не смотря на непогоду, смогли успешно преодолеть ветро-снеговой заслон и подняться на отметку в 3491 м. на вершину горы «Мунку-Сардык». Праздновали снова в кафе. Все культурно, горячий чай с лимоном.
 Из слов очевидца. Кондратьев Костя: «Это был полный капец. Ветер дул со всех сторон и постоянно в лицо. Стоило открыть рот и он уже был полон сугробов снега. Несколько раз возникало желание повернуть обратно, но я все же пересилил себя».
Утро следующего дня оказалось морозным и ветреным. Да и ночью задувало так, что палатка ходила ходуном.

В целом поход можно считать успешным. Реванш через неделю…